Интервью Мартина Гора журналу Sonic Seducer №2/2012
02/2012
Опубликовано:
31 января 2012
В качестве эпиграфа:
Перевод не совсем дословный, потому как дословный с
немецкого для русскоязычного уха - абсолютная жесть.
Тем не менее, максимально близко к тексту.
СОСТОЯНИЕ* ТЕХНО
(*в оригинале - das Interim; нечто временное, неустойчивое, готовое вот вот прерваться)
Через 31 год после Speak and Spell Мартин Гор и Винс Кларк попытались работать вместе в абсолютно новой для них области: альбом в стиле "старой школы" техно, сделанный "новыми американцами", не только расширил их личные музыкальные предпочтения, но и подтвердил статус пионеров электронной танцевальной музыки.
Солнечный четверг в Санта-Барбаре. Мартин Гор сидит на террасе Four Seasons Biltmore и перемешивает кофе. "Я живу здесь нормальной, спокойной жизнью", - рассуждает он о городе, где решил поселиться, и который расположен в 90 минутах езды от Лос-Анджелеса. "Просто потому, что здесь нет никаких фотографов и никаких дурацких фанов. Это значит, что и моя семья, и я можем свободно передвигаться". При том, что Мартин не любит вдаваться в подробности частной жизни, он не скрывает, что очень гордится своими детьми, например, их готовностью учиться в колледже или явно выраженными музыкальными способностями. "Те двое*, которые живут со мной (*Ава и Кейло), они играют в группах, у них хороший вкус и они с терпением относятся к папиной работе. Это значит, что я не обязан сопровождать их на концерты Леди Гага или Джастина Бибера, чему я весьма рад".
"Если всё пойдёт хорошо, то не позже, чем в начале 2013 года мы вернемся с новым альбомом." - Мартин Гор
Также мы поговорили о проекте, который был готов ещё за полгода до его релиза под названием "Ssss", совместной, под именем VCMG, дебютной работе Гора и бывшего творческого лидера* ДМ (*в оригинале - Ex-DM-Mastermind) Винса Кларка. Стечение обстоятельств, которое удивило не только окружающих, но и самого Гора: "Вскоре после окончания последнего тура я получил письмо от Винса - это было как гром с ясного неба. Потому что мы не были близкими друзьями, и с 1981 года я видел его, может быть, раз 10. И внезапно он написал, что собирается делать техно-альбом, и не хотел бы я принять в этом участие? Я раздумывал недолго - и согласился."
Результат - часовой инструментальный эпос, без пения, без гитары, но с огромным количеством олдскульного саунда. Не то чтобы оба бывших британца вовсе не стремились быть современными и не особенно думали о сегодняшней сцене. "Пару недель назад я был на концерте Deadmou5, и там было 5000 детей 12-16 лет, что свидетельствует о том, насколько техно-музыка популярна. Это новый мэйнстрим, с такими людьми* как Skrillex, которые появляются всюду. (*для обозначения "людей" Мартин употребил слово "Leuten" - в данном случае носящее пренебрежительный смысл: "люд", "рядовые бойцы"). При этом они не делают принципиально ничего отличного от того, что продавалось в конце 90-х. Поэтому мы хотели не конкурировать, а скорее сделать нечто созвучное нашим истокам."
Оттуда, в общем, и то, что такие вещи как Single Blip или Wind Up Robot напоминают об "отцах-основателях"* Kraftwerk (*тут употреблено слово "Überväter", носящее почти религиозный оттенок). Сравнение, вызывающее у Гора довольную ухмылку: "Не то чтобы это было сознательно. Я их большой поклонник и мне очень жаль, что мы так и не познакомились с ними лично. Они были в 1982 году на одном из наших гигов, мы знали, что они в зале, из-за чего страшно нервничали. Естественно, что тогда ничего не получилось, техника отказала и мы были просто ужасны. Нам было настолько неловко, что мы даже отказались от встречи с ними. После этого нам никогда не случалось увидеться, и я очень сожалею об этом."
Тем более, что его пристрастие к Kling-Klang Produktion не изменилось: Гор всё ещё с большими глазами говорит о Ralf Hutter & Co, хоть и признаёт, что он не завсегдатай клубов и такую музыку в основном слушает, находясь в туре. "После концерта я люблю развеяться, выпить и потанцевать. Или я сам где-то зависаю, где с удовольствием играю танцевальные и техно-треки - просто, чтобы люди подвигались. Во время тура SOTU я даже взял с собой полный DJ-пульт. Реально тяжёлая штука, которую я хотел собирать у себя в гостиничном номере и использовать для соответствующего шоу. Но уже в первый вечер мне это дорого обошлось, после чего до конца тура всё так и оставалось в самолёте."
Но в это время Depeche Mode настигла другая беда, которая заставила его задуматься совсем не о вертушках и микшере. "Я часто спрашивал себя, что бы произошло, если бы Дэйв не отреагировал вовремя на сильную рвоту и не поехал в больницу в Афинах. Если бы он продолжил медлить и не отправился в операционную, это вполне могла бы быть наша последняя поездка. В тот момент я внезапно ощутил, как долго мы уже делаем всё это, какому стрессу подвергаем наши тела, и что это не может длиться вечно".
На этом интервью переходит к текущему моменту. Как через 2 года после выхода SOTU идут дела у самой успешной электронной группы всех времён: "Мы встречались в январе в Лос-Анджелесе, чтобы обсудить дальнейшие действия. Я несколько месяцев писал новые песни, и Дэйв тоже. Мы играли их друг другу, чтобы посмотреть, что у нас есть и что мы можем сделать из этого. И разумеется, когда дойдёт до записи - с кем. Я думаю, самое позднее в начале 2013 у нас появится новый альбом - если всё будет хорошо."
При этом Гор не озвучивает* (*в оригинале - "не сливает") никаких деталей насчет будущих продюсера, студии или лейбла. Только лишь: договор с EMI после одного студийного и одного ремиксового альбома завершён и продлеваться не будет. Что касается возврата к снова ставшему независимым Mute, то Гор рассматривает его как "первый вариант". В остальном он может только "изучать карты", так как его техно-эксперимент не имел никакого отношения к Depeche Mode. "После минималистичных треков я получаю удовольствие, сочиняя традиционные песни с вокалом. Причём обычно мне нравится сочинять под гитару больше, чем под клавишные. Возможно, это реакция на 'Ssss', хотя в последние годы я и так больше играю на гитаре. Тем более, что я пришёл к тому, чтобы собирать действительно старые модели. В этом плане я как минимум такой же одержимый, как раньше был насчет электронных агрегатов, когда я собрал практически всё, что мог."
Почему VCMG - это не только инициалы обоих главных героев, но также и редкий звуковой модуль: "Это профессиональный прикол", - ухмыляется Гор. Продолжение проекта Кларка вполне возможно, но живые представления категорически исключены. "Это выглядело бы жутко уныло: двое старичков, которые играют на каких-то клавишных, под какую-то видео-проекцию... Кто сможет такое смотреть? Это всё - проект исключительно для студии, там оно и останется"
На этом рабочий день в солнечной Калифорнии закончен. Мартин Гор вежливо прощается - завтра утром ему улетать на Карибы. "Короткие каникулы перед тем, как начнётся стресс". Что это такое, он уже хорошо изучил.