"Антон Корбайн: Голландские высоты" - Maxim Fashion (весна/лето 2005)
1 июня 2005
АНТОН КОРБАЙН: ГОЛЛАНДСКИЕ ВЫСОТЫ
Один из самых известных фотографов современности и большой друг Maxim Fashion Антон Корбайн - личность ничуть не менее колоритная, чем его многочисленные знаменитые модели. Именно поэтому мы решили поместить его по другую сторону фотокамеры и превратить из нашего соавтора в нашего героя.
Фото Cody Burridge
Стиль Константин Чувашев
Интервью Леонид Александровский
У нас есть как минимум три причины призвать тебя к ответу именно сейчас. Во-первых, только что вышла эпическая суперкнига "U2 & I", где ты собрал под одну обложку 22 года фотографирования величайшей рок-группы мира. Во-вторых, твоя персональная выставка в Петербурге, открывающаяся в Русском музее 15 апреля. И в-третьих, DVD с твоими избранными клипами, который появится грядущим летом. Начнем с книги. Почему в этом году, почему 22 года, а не 18 или 25? Хотя момент, что и говорить, удачный - выход книги совпал с новым альбомом и туром U2, и теперь каждый уважающий себя фанат купит книгу.
Я бы сказал, что, прежде всего, это удачный момент в моей жизни. На самом деле первый заход был в 1995 году. Но, подготовив пару страниц, я понял, какая это колоссальная работа. Только на то, чтобы переворошить архив и просмотреть все старые журналы, ушли бы месяцы. Тогда, 10 лет назад, у меня не нашлось столько времени, чтобы забросить все дела и посвятить себя книге полностью. Но в прошлом году мне почему-то пришла в голову мысль: сейчас или никогда. Я отменил все съемки на полгода вперед, заперся дома и принялся за работу. Весь процесс оказался делом чрезвычайно непростым, в том числе и эмоционально - это ведь двадцать два года и моей жизни тоже. Смотришь на фотографию и думаешь: ага, не очень удачный был год - этот умер, с той пришлось расстаться...
Эта книга, похоже, станет твоим самым успешным проектом.
Точно так же, как работа с U2 вообще, - самый важный проект моей жизни. Я не могу поставить никого рядом с ними, а они не могут поставить никого рядом со мной. Я снял все главные кадры их карьеры, не считая десятков тысяч не столь важных. Издатели боялись браться за книгу - говорили, что слишком дорого и что никто, кроме заядлых фэнов, не покупает фотоальбомы групп. Единственным, кто верил в книгу с самого начала, был Боно. Теперь первый тираж почти распродан.
А как тебе удалось привлечь к работе такую впечатляющую коллегию авторов? Билл Клинтон, Салман Рушди, Майкл Стайп, Вим Вендерс - все они написали о том, почему, по их мнению, вы с U2 неразделимы.
Я послал им всем письма с просьбой и вложил пятифунтовую бумажку в каждое.
Клинтон остался доволен гонораром?
Еще и прислал сдачу медяками. (Смеется.) На самом деле Боно дал им понять, что это будет очень важная и серьезная для группы книга. Точнее, главная книга о U2.
Сколько фотографий из книги будет на выставке?
Одна! Это будет небольшая выставка, в основном маленькие фотографии, очень мало больших. Всего восемьдесят.
Как у тебя завязываются длительные отношения с твоими постоянными героями? Когда ты начинаешь понимать, что это всерьез и надолго?
Что-то должно быть в человеке, что сразу располагает его к тебе. Скажем, Ферри звонит мне однажды и говорит: "Приходи ко мне в субботу в 10 утра". Приезжаю и вижу кучу людей в смокингах, в то время как я сам в кожаных штанах и футболке. Оказывается, Брайен пригласил меня фотографировать свою свадьбу. Ну как не любить такого человека? С Боно было проще. Во время одной из наших первых фотосессий он сказал мне: "Сделай так, чтобы на фото я выглядел высоким красавцем с обширной печатью интеллекта на лице". Я ему и ответил: "Короче, ты хочешь выглядеть как я?"
В чем принципиальная разница в фотографировании, скажем, Боно и Дейва Гэхена?
Разница очень большая. Боно - авантюрист, любящий рисковать и экспериментировать со своим имиджем. Дейв - консерватор, он хочет всегда выглядеть как рок-икона, потому и предпочитает статичные кадры. Боно же я могу запросто выбрить панковский гребень, как у Де Ниро в "Таксисте", или нарядить в сомбреро и наклеить мексиканские усы. В клипах обратная ситуация - здесь как раз Дейв более эксцентричен, вспомни "Enjoy the Silence" или "It's No Good". Боно никогда не будет делать ничего подобного в клипе. Майкл Стайп - более богемный персонаж, он любит маскировать свою звездность и прятаться в тень. В общем, у каждого свои заморочки и представления о том, как подавать себя визуально.
А твой друг Том Уэйтс?
Том любит актерствовать и изображать разных персонажей как в песнях, так и на фото.
У тебя бывали скандалы со своими моделями?
Редко, но бывало. Вокалист группы Scritti Politti пожаловался, что он в расфокусе. Это все равно как если бы натурщица пожаловалась Пикассо, что он нарисовал ее квадратиками.
Боно, поди, не жалуется на расфокус.
Конечно, он давно привык. (Смеется.)
Откуда у тебя эта мания "расфокусировывать" персонаж на первом плане и сосредотачиваться на заднике?
Когда снимаешь дальний план и кто-то случайно заходит в кадр, то этот персонаж, естественно, оказывается в расфокусе. У меня случайно получилось несколько таких удачных кадров, поэтому я начал делать это нарочно. В съемках рок-групп так достигается ощущение общности и невыделенности вокалиста на первый план. Иногда первый план и бэкграунд складываются в мощный контраст. Например, я снимал Шинейд О'Коннор и перевел фокус с ее лысой головы на кирпичную стену. Получился портрет настоящего скинхеда. Часто удается лучше передать характер личности, акцентируя внимание на чем-то случайном.
А почему ты так любишь зернистость изображения? В твоих фотографиях необычайно насыщенная текстура, ее так и хочется потрогать руками...
Ты сам и ответил - зерно необычайно фактурно и почти физически ощутимо. В молодости я много снимал уличных концертов, но у меня было мало денег на пленку, и поэтому в помещении я снимал на ту же пленку, на которую снимал на улице. А при съемке в помещении на этой пленке возникает зерно, что мне очень понравилось - поэтому, даже когда я уже мог себе позволить любую пленку, я продолжал использовать эту. Мне нравится характер этой пленки, ее грубость и способность.
В каком-то смысле зерно приравнивает твои фотографии к картинам, становясь твоим персональным мазком, который отличается от мазка другого фотографа, как мазок Ван Гога, скажем, отличается от мазка Тулуз-Лотрека...
Абсолютно.
Может быть, здесь дает о себе знать твое голландское происхождение?
Вполне возможно. Голландия всегда была самой визуально продвинутой страной Европы. В Англии, например, очень хилая визуальная культура. Англичане умеют продавать визуальные образы, но создавать их лучше других умеют голландцы - художники, архитекторы, дизайнеры. Англичане делают классную рекламу и журналы, но попробуй вспомнить хоть одного мало-мальски приличного английского художника.
Я смотрю, ты вообще недолюбливаешь англичан, особенно лондонцев, хотя и живешь тут уже четверть века.
Лондонцы - совершенно особая раса, давай не будем о них. (Смеется.) Я живу тут большую половину жизни, но я все еще "голландец в Лондоне", так до конца и не ассимилировавшийся.
Давай поговорим про DVD. Сколько ты снял клипов?
Штук 80, а на диске будет 25.
Выбери любимые три.
"Enjoy The Silence" - люблю этот клип за то, что он сделал для имиджелогии Depeche Mode, "Electrical Storm" U2 - за визуальные достоинства и, наверное, лучший мой клип "Heart Shaped Box", последний клип Nirvana.
Значит, это ты свел в могилу беднягу Курта?
Практически. Отличный был парень, очень умный и интеллигентный. Я делал с ним съемку - ту самую, со следами плетей на спине...
Кобейн - Христос! Это в тебе опять же Босх с Брейгелем вылезают...
Да нет, я просто хотел показать интенсивность и разнообразие их с Кортни Лав семейной жизни. (Смеется.) Курту понравилась съемка, и он сказал: сделай нам клип. После "Heart Shaped" Курт попросил меня снять их следующий клип, на что я ответил, что не буду этого делать, потому что снять клип лучше у меня навряд ли получится. Тогда Курт сказал, что, если не ты, значит, никто не будет делать нам видео. Разговор был в январе 94-го, а в апреле он застрелился.
Сильно. Я вспомнил еще одну черту, объединяющую тебя с соотечественниками-художниками, - ты постоянно используешь своих подружек в качестве натурщиц.
Их легче раздевать, чем профессиональных моделей. (Смеется.)
Когда ты наконец порадуешь нас полнометражным фильмом?
Как раз в конце года начинаю снимать фильм "Control" про вокалиста Joy Division Иена Кертиса.
Хорошо, давай поговорим о тебе как о звезде...
Наконец-то. А я уже и не надеялся.
Мы специально оставили самое приятное на десерт. Итак, как часто ты оказываешься по ту сторону фотообъектива?
Часто, иногда несколько раз в месяц. Меня постоянно снимают журналы, я даже участвовал в показе Ямамото как модель.
А как часто тебя узнают? Я помню, как в Роттердаме портье в гостинице с открытым от изумления ртом попросил у тебя автограф!
Иногда узнают, в основном в крупных городах типа Нью-Йорка. Самая узнающая меня часть населения земли - это фанаты Depeche Mode.
У тебя наверняка случались celebrity moments, когда ты чувствовал себя, как твои герои, рок-звездой?
Разумеется. Полтора года назад я приезжал в Ригу на день рождения моего друга Рейнарса из Brainstorm. Тогда его поздравляла президент Латвии. Так вот, на следующий день в газетах на первой полосе была моя огромная фотография с Рейнарсом и никакого президента! А вот однажды я летел в родную Голландию и по дороге потерял паспорт. Ну я и подумал: ладно, на родине меня каждая пограничная собака знает, пропустят и без паспорта. Как бы не так, пришлось два дня торчать в транзитной гостинице, пока моя ассистентка Моника делала в Лондоне копию паспорта. Так что никакая я не знаменитость, настоящие знаменитости - мои фотографии.
Источник: Maxim Fashion (весна/лето 2005)