Антон Корбайн (Anton Corbijn)
Константин Заводник,
31 марта 2005
Антон Корбайн - самая значительная из неизвестных широкому кругу людей персона мирового шоу-бизнеса. Почти каждый из нас хоть раз в жизни держал в руках компакт-диск с обложкой Корбайна, видел его фотографии, клипы, однако большинству из нас его имя ничего не скажет. Поэтому придется рассказать поподробнее... Начнем с самого начала.
Антон Корбайн, фотограф и режиссер, родился 20 мая 1955 года в Голландии в набожной семье протестантского священника и медсестры. Первые одиннадцать лет своей жизни он провел в "в маленькой, ужасной деревушке на изолированном от всего мира острове" Северного моря, после чего перебрался на континент в деревушку "что была немногим больше прежней" и прожил там еще 6 лет.
Началом карьеры Корбайна, как фотографа, можно условно назвать 1972-73 годы, когда он, будучи подростком, брал отцовский фотоаппарат и отправлялся на концерты под видом фотографа. Местные издания охотно публиковали его работы. Первой серьезной работой в качестве фотографа можно назвать сотрудничество Корбайна с нидерландским журналом о поп-культуре "Oor".
В 1979-м году Корбайн перебирается в Лондон. По словам самого Антона, окончательное решение переехать в Лондон и посвятить себя музыкальному видео и фотографии он принял под влиянием творчества "Joy Division". Не случайно, одной из первых его работ стала фотография кумира Корбайна - Яна Кертиса (Ian Curtis), ставшая известной уже после смерти последнего в 1980-м году.
Тогда же - в 79-м Корбайн начинает работать в "New Musical Express". Его первые фотографии все "очень черно-белые". И черное настолько черное, что справиться с ним в печати часто становится невозможно. Что до стиля, то он скорее документальный.
Корбайн признается, что в то время не осмеливался просить людей менять позы. "О съемке Дэвида Боуи я скажу таким образом - не моя заслуга в том, что и как он выполнял перед объективом". Однако уже тогда сформировался его "фирменный" подход к фотографии - классический фотопортрет, изображающий "...скорее идею, чем самого человека". Это было в 1980 году. А через десяток лет его уже назовут икономейкером (англ. "icon-maker"; определенно, в универсальности английскому не откажешь). И с таким определением не поспоришь - есть за что: Дэвид Боуи, Мик Джаггер, Мартин Скорсезе, Фрэнк Синатра, "U2", "REM", Бьорк, Лучано Паваротти, Уильям Берроуз, Стивен Спилберг, "Depeche Mode" - далеко не полный перечень звезд, позировавших перед объективом Корбайна.
Корбайн не из тех фотографов, которые тащат за собой горы оборудования. Все, в чем он нуждается - две камеры "Hasselblad" (501CM и 503CW) и три линзы (60, 80 и 120 мм). Его философия очень проста: Не надо никакой треноги, никакой студии - только дневной свет и переносная камера.
Если говорить об Антоне Корбайне как о режиссере видеоклипов, то, похоже, аналогов ему не найти. Для кого только он не снимал - "Art of Noise", "Joy Division" ("Atmosphere"), "Danzig", "U2" ("One" и "Please"), "Metallica", Ник Кейв, Брайан Адамс ("Have You Ever Really Loved A Woman"), "Roxette", "Nirvana" ("Heart Shaped Box"), "Red Hot Chili Peppers" и, конечно же, "Depeche Mode". Для последних сделано практически все из того, что мы видели. Можно ошибиться в количестве, но по крайней мере пятнадцать самых известных роликов - это уж точно.
Невероятное количество обложек к дискам, из которых фотографический ряд для группы "U2" - и вовсе отдельная история: сколько эти четверо существуют, столько Корбайн с ними и работает. Вспомните альбомы "War", "Unforgettable Fire", "Rattle&Hum", "Joshua Tree" и "Achtung Baby" - это ничто иное, как визитные карточки группы. Боно в одном из своих интервью о фотографе как-то скажет: "Что касается "U2", то мне всегда казалось, что Антон фотографировал песни, а не нас". Именно поэтому Корбайн предпочитал работать с музыкантами: "В отличие от актеров, музыканты - самодостаточны, они не должны играть роль. Их изображение - продолжение музыки, которую они играют".
Его стиль мгновенно узнаваем: крупнозернистая, погруженная в туманное марево картинка; фигура на переднем плане в полном расфокусе; четкие силуэты на заднем плане; романтика экзотических городов, бескрайних прерий и больших аэропортов. Окунувшись в магический проявитель Корбайна, U2, R.E.M., The Rolling Stones, Metallica, Ник Кейв, Гэвин Фрайдей и десятки других всплывали на поверхность кадра "такими, какими должны быть" - камера Антона умеет превращать видимость в сущность. Именно поэтому Depeche Mode когда-то провозгласили Корбайна пятым участником группы: без покрова его черно-белого волшебства Гэхен и Гор чувствуют себя бедными сиротами во враждебной реальности. Действительно, кому, кроме Корбайна, могло прийти в голову закутать Дейва в горностаевую мантию и отправить с раскладным стульчиком в нескончаемое восхождение по вершинам королевского одиночества? ("Enjoy the Silence"). Или населить клип уродами с картин своего соотечественника Босха ("Walking in My Shoes")? Или распять на кресте дряхлого дедушку Санта-Клауса (Nirvana, "Heart Shaped Box')?
К сегодняшнему дню у фотографа опубликовано тринадцать книг. Открывает список публикация 1991 года все о тех же "Depeche Mode" - "Strangers". Однако наиболее известными являются ретроспективные "Famouz" (1979-1988) и позже "Star Trak" (1989-1996). По работам из второй фотографа, по всей видимости, и стали называть икономейкером. Лаконичные портреты, все в формате шесть на шесть и в специфическом тогда литографическом исполнении (кстати, фотографический мир "заболел" подобной техникой вот именно с подачи таких, как Корбайн). Известные портреты Бьорк, Клинта Иствуда и Паваротти, рука Джона Ли Хукера (лучшего о Хукере, похоже, уже и не придумать), профили Терлингтон и Кэмпбелл, натужно орущий Генри Роллинз и многие другие - это как раз из книги "Star Trak".
Но и это не все. В 1999-м году удивила публикация "33 Still Lives". Работы отличались от всего, что делалось фотографом прежде: тем, как вели себя персонажи в кадре, как были сфотографированы, а также техникой печати - голубоватые, как вывод с любительской монохромной черно-белой пленки. Вроде документальная фотография, но - нет. Это подделка под нее. "Вместо того чтобы работать с характерами людей, я работал с идеей, а люди играли роли, не имеющие с ними самими ничего общего, - говорит фотограф. - Фотографии знаменитостей сегодня совершенно отличаются от того, что делалось в семидесятых, и мне захотелось сделать что-то, чтобы хоть каким-нибудь образом было изъявлением против подобной тенденции. Вспомните, как часто в последнее время вы видите сначала снимок кого-нибудь ну очень одинокого, а потом - огромную групповую фотографию всех тех, кто сделал эту работу". Знакомо, не правда ли? Трудно поспорить.
С другой стороны, "33 Still Lives" - это еще и вызов всем, кого называют папарацци. Те полагают, что показывают все так, как есть в жизни, но какой глянцевый журнал сегодня можно назвать правдивым? "В журналах все давно не так, как есть в реальности. Поэтому я делаю работы, которые, кажется, говорят что-то о людях, но в действительности - нет".
Под занавес 2000-го года фотографом опубликовано еще одно издание - "Strippinggirs: фотография и живопись. Стриптиз". В этой совместной двухлетней работе с художницей Марлен Дюмас (Marlene Dumas) Корбайн выступил с неожиданной для себя стороны, так как публикация по тематике явно отличается от всех предыдущих. Но не надо видеть в этом никакой претензии на сверхуникальность. Это просто проект двух художников. "В нем нет ничего документального, и это никоим образом не сравнение двух видов искусства, а просто два человека, которые взялись за одну тему, каждый по-своему".
Последняя книга Корбайна "U2&i" вышла в феврале 2005 года и как видно из ее названия, посвящена она легендарным U2.
Нидерландам повезло в том, что им есть кем гордиться. Антон Корбайн. Неординарно видящий мастер из небольшой страны, который так серьезно заявил о себе всему миру, и от которого, будьте уверены, еще многого стоит ждать.
По материалам www.arthouse.ru
Официальный сайт Антона Корбайна - www.corbijn.co.uk
Полезная ссылка: http://www.fotomagic.org/
Интервью для CNN: http://edition.cnn.com/2006/TRAVEL/02/09/amsterdam.qa/